Главная / Контрольная деятельность / Критерии оценки степени риска

Критерии оценки степени риска

ПЛАНЫ ВЫБОРОЧНЫХ ПРОВЕРОК

С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства и степени их возможных негативных последствий. 

Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки (далее - критерии оценки степени риска).

Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности. 

С 2024 года критерии оценки степени риска при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании формируются по-новому*.

*Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.02.2018 № 19 (в редакции приказа Министерства от 30.10.2023 № 97)

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Фонд) и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.1

Алгоритм  отбора  субъектов хозяйствования для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Шаг 1

Формирование перечня субъектов хозяйствования, подверженных риску нарушений законодательства о государственном социальном страховании (далее – перечень).

Кто в него включается?

-  плательщики взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда) со среднесписочной численностью более 15 человек;

- плательщики  взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда со среднесписочной численностью более 15 человек.  

Шаг 2

Исключение отдельных субъектов хозяйствования их перечня:

  1. Находящиеся в стадии ликвидации (банкротства).

  2. Государственные органы;

  3. В отношении которых запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:

    - государственной регистрации организаций;

    - присвоения учетного номера обособленных подразделений организаций;

    - создания представительств иностранных организаций;

    - ввода в эксплуатацию объекта строительства в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;

    - принятия районным исполнительным комитетом решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

  4. По которым в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение территориальными органами Фонда выборочной проверки.

  5. Если не истекло 3 календарных года с момента окончания последней выборочной проверки, проведенной территориальными органами Фонда и (или) обособленными территориальными подразделениями Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.   

Шаг 3

Начисление баллов каждому субъекту хозяйствования,  в зависимости от наличия у него в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок,критериев оценки степени риска.

 

Каждому субъекту, включенному в перечень, начисляются баллы.

Высокий балл (6) начисляется по критериям:

- выявление случаев исчисления пособий с нарушением законодательства о государственном социальном страховании в ходе финансирования при условии,    что сумма произведенных субъектом расходов за счет средств бюджета фонда, отраженная в  ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», превышает сумму, указанную в заявке на получение денежных средств;

- наличие согласно данным персонифицированного учета неравномерного размера сумм выплат, начисленных в пользу отдельных застрахованных лиц (не более двух раз в течение календарного года) в сумме пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, при условии, что у более 80%  работников начисленные ежемесячные суммы выплат составили менее 1,5 размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;

- предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка не проводилась более 10 лет.

Средние баллы (от 3 до 4) начисляются по критериям:

Наименование критерия

Количество баллов

1.Наличие согласно данным персонифицированного учета у более 50% застрахованных лиц суммы выплат, которых составила сумму ниже размера минимальной заработной платы

3

2.Снижение (при неизменной среднесписочной численности застрахованных лиц либо ее увеличении) сумм выплат (дохода), на которые начисляются взносы, более чем на 30% по сравнению с предыдущим календарным годом, с учетом выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности

3

3.Наличие информации о нарушении законодательства о государственном социальном страховании (за исключением связанной с начислением и уплатой взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и назначения и выплаты пособий)

3

4.Наличие 30 % и более застрахованных лиц, на которых форма ПУ-2 «Сведения о приеме
и увольнении» (прием на работу) представлена
с нарушением срока, к общему количеству застрахованных лиц, на которых представлена форма ПУ-2 (прием на работу)

3

5.Наличие 30 % и более рабочих мест с особыми условиями труда для целей профессионального пенсионного страхования от среднесписочной численности работников

3

6.Наличие пени по итогам трех кварталов в сумме более 0,3 % от суммы начисленных взносов,
но не менее 50 рублей при условии наличия расходов на выплаты, предусмотренные законодательством
о государственном социальном страховании

3

7.Расходы на выплаты по временной нетрудоспособности в среднем от 30 дней временной нетрудоспособности на 1 человека в год

4

8.Проверка правопреемника реорганизованных юридических лиц не проводилась в течение трех календарных лет с момента реорганизации

4

9.Наличие более 20 % работников (с учетом уволенных в течение календарного года), являющихся индивидуальными предпринимателям или плательщиками налога на профессиональный доход

4

10.Наличие информации о нарушении законодательства о государственном социальном страховании, связанных с начислением и уплатой взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование

4

11.Наличие информации, свидетельствующей
о нарушении законодательства, регламентирующего порядок назначения и выплаты пособий

4

12.Наличие в пояснительной записке к пачкам документов персонифицированного учета, содержащим формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения», сумм по строке 9, которые составляют более чем 10 процентов              от общей суммы выплат, пособий по временной нетрудоспособности, взносов, начисленных в пользу застрахованных лиц

4

13.Предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка проводилась от 5 до 10 лет назад

4

14.Наличие пени по итогам четырех кварталов
в сумме более 0,4 % от суммы начисленных взносов, но не менее 50 рублей при условии наличия расходов на выплаты, предусмотренные законодательством
о государственном социальном страховании

4

Низкие баллы (от 1 до 2) начисляются по критериям:

Наименование критерия

Количество баллов

1.Расходы на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, со среднесписочной численностью
у субъекта до 100 человек составляю  от 30% и более от суммы начисленных взносов

1

2.Расходы на выплаты по временной нетрудоспособности в среднем от 11 до 30 дней временной нетрудоспособности на 1 человека в год

1

3.Наличие пени по итогам одного квартала в сумме более 0,1 % от суммы начисленных взносов, но не менее 50 рублей при условии наличия расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании

1

4.Наличие обоснованных обращений (иной информации), свидетельствующих о фактах выплаты заработной платы «в конвертах»

2

5.Наличие пени по итогам двух кварталов в сумме более 0,2 % от суммы начисленных взносов, но не менее 50 рублей при условии наличия расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании

2

6.Расходы на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, со среднесписочной численностью
у субъекта свыше 100 человек и более составляют
от 30% и более от суммы начисленных взносов

2

Условия, которые уменьшат сумму баллов (минус 5 баллов): начисление взносов  в бюджет фонда из сумм выплат, размер которых не менее средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, при условии отсутствия в течение календарного года случаев несвоевременной уплаты указанных взносов.

Шаг 4

Определение  индикатора высокой степени риска

Оценка степени риска субъектов проводится два раза в год в автоматическом режиме на основании информации, содержащейся в базах данных информационных систем Фонда.

На основании количества баллов, присвоенных каждому субъекту, определяется значение индикатора высокой степени риска:

где ИВ – индикатор высокой степени риска;
ПК – повышающий коэффициент, равный 1,5;

Кn – количество субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
КБn – количество баллов, присвоенных одной группе субъектов;
i – количество групп субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
ОК – общее количество отобранных субъектов, входящих в перечень.

Шаг 5

Отнесение субъектов хозяйствования к определенной степени риска

На основании полученного значения индикатора высокой степени риска формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска.

Группа с высокой степенью риска – сумма баллов, начисленных субъекту, превышает значение индикатора высокой степени риска.

Группа с низкой степенью риска – субъекты, у которых начисленная сумма баллов ниже или равна значению индикатора высокой степени риска,

Примечание. Субъекты из группы с низкой степенью риска не рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь

Шаг 6

Изучение  информация по субъектам хозяйствования с высокой степенью риска

Субъекты, отнесенные к группе с высокой степенью риска, рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты .

При отборе субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, для выборочной проверки учитывается информация, в т.ч.:

  • полученная в ходе осуществления мер профилактического
    и предупредительного характера;
  • полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
  • полученная от Департамента и его обособленных территориальных подразделений по субъектам, отнесенным к группе субъектов с высокой степенью риска нарушений законодательства о труде и об охране труда;
  • полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица;
  • по результатам предыдущих проверок;
  • о наличии жалоб и обращений в отношении проверяемого субъекта;
  • размещенная в средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет.

Шаг 7

Определение  возможности устранения нарушений без назначения выборочной проверки

По итогам анализа имеющейся в распоряжении Фонда, его территориальных органах информации о субъекте, отнесенного к группе с высокой степенью риска, изучается возможность выявления Фондом, его территориальным органом и (или) устранения организацией нарушений законодательства  о государственном социальном страховании без назначения выборочной проверки.

Шаг 8

 Формирование  плана выборочных проверок

Фондом, его территориальным органом принимается решение о включении субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты.

При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.

При наличии у субъектов равного количества присвоенных баллов в первую очередь учитывается субъект с более ранней датой акта (справки) предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, а в случае ее отсутствия – с более ранней датой государственной регистрации.



1 Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»



Интернет-ресурсы