ПЛАНЫ ВЫБОРОЧНЫХ ПРОВЕРОК
С 1 января 2019 г. в практику контрольной (надзорной) деятельности введена система выборочных проверок, основанная на оценке степени риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства и степени их возможных негативных последствий.
Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки (далее - критерии оценки степени риска).
Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.
С 2024 года критерии оценки степени риска при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании формируются по-новому*.
*Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.02.2018 № 19 (в редакции приказа Министерства от 30.10.2023 № 97)
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Фонд) и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.1
Алгоритм отбора субъектов хозяйствования для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Шаг 1
Формирование перечня субъектов хозяйствования, подверженных риску нарушений законодательства о государственном социальном страховании (далее – перечень).
Кто в него включается?
- плательщики взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда) со среднесписочной численностью более 15 человек;
- плательщики взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда со среднесписочной численностью более 15 человек.
Шаг 2
Исключение отдельных субъектов хозяйствования их перечня:
Находящиеся в стадии ликвидации (банкротства).
Государственные органы;
В отношении которых запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:
- государственной регистрации организаций;
- присвоения учетного номера обособленных подразделений организаций;
- создания представительств иностранных организаций;
- ввода в эксплуатацию объекта строительства в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;
- принятия районным исполнительным комитетом решения об осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
По которым в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение территориальными органами Фонда выборочной проверки.
Если не истекло 3 календарных года с момента окончания последней выборочной проверки, проведенной территориальными органами Фонда и (или) обособленными территориальными подразделениями Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Шаг 3
Начисление баллов каждому субъекту хозяйствования, в зависимости от наличия у него в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок,критериев оценки степени риска.
Высокий балл (6) начисляется по критериям:
- выявление случаев исчисления пособий с нарушением законодательства о государственном социальном страховании в ходе финансирования при условии, что сумма произведенных субъектом расходов за счет средств бюджета фонда, отраженная в ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», превышает сумму, указанную в заявке на получение денежных средств;
- наличие согласно данным персонифицированного учета неравномерного размера сумм выплат, начисленных в пользу отдельных застрахованных лиц (не более двух раз в течение календарного года) в сумме пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, при условии, что у более 80% работников начисленные ежемесячные суммы выплат составили менее 1,5 размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством;
- предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка не проводилась более 10 лет.
Средние баллы (от 3 до 4) начисляются по критериям:
Наименование критерия |
Количество баллов |
1.Наличие согласно данным персонифицированного учета у более 50% застрахованных лиц суммы выплат, которых составила сумму ниже размера минимальной заработной платы |
3 |
2.Снижение (при неизменной среднесписочной численности застрахованных лиц либо ее увеличении) сумм выплат (дохода), на которые начисляются взносы, более чем на 30% по сравнению с предыдущим календарным годом, с учетом выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности |
3 |
3.Наличие информации о нарушении законодательства о государственном социальном страховании (за исключением связанной с начислением и уплатой взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и назначения и выплаты пособий) |
3 |
4.Наличие 30 % и
более застрахованных лиц, на которых форма ПУ-2 «Сведения о приеме |
3 |
5.Наличие 30 % и более рабочих мест с особыми условиями труда для целей профессионального пенсионного страхования от среднесписочной численности работников |
3 |
6.Наличие пени по
итогам трех кварталов в сумме более 0,3 % от суммы начисленных взносов, |
3 |
7.Расходы на выплаты по временной нетрудоспособности в среднем от 30 дней временной нетрудоспособности на 1 человека в год |
4 |
8.Проверка правопреемника реорганизованных юридических лиц не проводилась в течение трех календарных лет с момента реорганизации |
4 |
9.Наличие более 20 % работников (с учетом уволенных в течение календарного года), являющихся индивидуальными предпринимателям или плательщиками налога на профессиональный доход |
4 |
10.Наличие информации о нарушении законодательства о государственном социальном страховании, связанных с начислением и уплатой взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование |
4 |
11.Наличие
информации, свидетельствующей |
4 |
12.Наличие в пояснительной записке к пачкам документов персонифицированного учета, содержащим формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения», сумм по строке 9, которые составляют более чем 10 процентов от общей суммы выплат, пособий по временной нетрудоспособности, взносов, начисленных в пользу застрахованных лиц |
4 |
13.Предыдущая выборочная (плановая, проведенная до 1 января 2018 г.) проверка проводилась от 5 до 10 лет назад |
4 |
14.Наличие пени по
итогам четырех кварталов |
4 |
Низкие баллы (от 1 до 2) начисляются по критериям:
Наименование критерия |
Количество баллов |
1.Расходы на выплаты,
предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании,
со среднесписочной численностью |
1 |
2.Расходы на выплаты по временной нетрудоспособности в среднем от 11 до 30 дней временной нетрудоспособности на 1 человека в год |
1 |
3.Наличие пени по итогам одного квартала в сумме более 0,1 % от суммы начисленных взносов, но не менее 50 рублей при условии наличия расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании |
1 |
4.Наличие обоснованных обращений (иной информации), свидетельствующих о фактах выплаты заработной платы «в конвертах» |
2 |
5.Наличие пени по итогам двух кварталов в сумме более 0,2 % от суммы начисленных взносов, но не менее 50 рублей при условии наличия расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании |
2 |
6.Расходы на
выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном
страховании, со среднесписочной численностью |
2 |
Условия, которые уменьшат сумму баллов (минус 5 баллов): начисление взносов в бюджет фонда из сумм выплат, размер которых не менее средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы, при условии отсутствия в течение календарного года случаев несвоевременной уплаты указанных взносов.
Шаг 4
Определение индикатора высокой степени риска
Оценка степени риска субъектов проводится два раза в год в автоматическом режиме на основании информации, содержащейся в базах данных информационных систем Фонда.
На основании количества баллов, присвоенных каждому субъекту, определяется значение индикатора высокой степени риска:
где
ИВ – индикатор высокой степени риска;
ПК – повышающий коэффициент, равный 1,5;
Кn –
количество субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
КБn – количество баллов, присвоенных одной группе субъектов;
i – количество групп субъектов, которым присвоено одинаковое количество баллов;
ОК – общее количество отобранных субъектов, входящих в перечень.
Шаг 5
Отнесение субъектов хозяйствования к определенной степени риска
На основании полученного значения индикатора высокой степени риска формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска.
Группа с высокой степенью риска – сумма баллов, начисленных субъекту, превышает значение индикатора высокой степени риска.
Группа с низкой степенью риска – субъекты, у которых начисленная сумма баллов ниже или равна значению индикатора высокой степени риска,
Примечание. Субъекты из группы с низкой степенью риска не рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь
Шаг 6
Изучение информация по субъектам хозяйствования с высокой степенью риска
Субъекты, отнесенные к группе с высокой степенью риска, рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты .
При отборе субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, для выборочной проверки учитывается информация, в т.ч.:
Шаг 7
Определение возможности устранения нарушений без назначения выборочной проверки
По итогам анализа имеющейся в распоряжении Фонда, его территориальных органах информации о субъекте, отнесенного к группе с высокой степенью риска, изучается возможность выявления Фондом, его территориальным органом и (или) устранения организацией нарушений законодательства о государственном социальном страховании без назначения выборочной проверки.
Шаг 8
Формирование плана выборочных проверок
Фондом, его территориальным органом принимается решение о включении субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты.
При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.
При наличии у субъектов равного количества присвоенных баллов в первую очередь учитывается субъект с более ранней датой акта (справки) предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, а в случае ее отсутствия – с более ранней датой государственной регистрации.
1 Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»