Профессиональное пенсионное страхование
Подлежат ли профессиональному пенсионному страхованию водители маршрутных такси?
Согласно подпункту 1.11 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» профессиональному пенсионному страхованию с учетом условий, предусмотренных этим Законом, подлежат водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским.
В соответствии подпунктом 2.25 пункта 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2005 г. № 551, маршрутным транспортным средством является механическое транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай, иное транспортное средство, осуществляющее движение в регулярном обычном, скоростном сообщении, в том числе экспрессном), движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.
Автобус - автомобиль с числом мест для сидения более девяти, включая место водителя (подпункт 2.1 пункта 2 Правил дорожного движения).
В соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (далее – Правила), автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются только автобусами. Термин «маршрутное такси» в Правилах используется применительно к виду маршрута, по которому осуществляются автомобильные перевозки пассажиров в регулярном экспрессном сообщении автобусами категории М2 (автобус, максимальная масса которого не превышает 5000 кг).
Таким образом, на водителей, выполняющих городские перевозки пассажиров автобусами категории М2, распространяется профессиональное пенсионное страховании при соответствии условий их труда критериям, установленным главой 5 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке и применения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.
Что касается водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), занятых на пригородных маршрутах, они подлежат профессиональному пенсионному страхованию в случае приравнивания по условиям труда к городским маршрутам соответствующих пригородных маршрутов и соответствия условий труда этих водителей иным критериям оценки условий труда.
Порядок приравнивания по условиям труда к городским маршрутам отдельных пригородных маршрутов пассажирского транспорта в соответствии с пунктом 15 вышеуказанного Положения утверждается Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Министерством труда и социальной защиты на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов по представлению организаций транспорта.