Фонд социальной защиты населения

| Нормативные документы| Порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам| Размеры пособий| Выплата пенсий гражданам РБ, выехавшим за границу| Выплата пенсий гражданам, прибывшим в Республику Беларусь на постоянное место жительства| Разъяснения по оформлению листков нетрудоспособности| Комментарии к Положению о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам| Вопрос-Ответ| О порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц| Комментарий к Указу Республики Беларусь от 09.12.2014 №572.| О пособии на погребение| Разъяснения по порядку расчета различных выплат в связи с проведением деноминации| Разъяснения по применению новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»

Выплата пособий и пенсий

Сбор и уплата страховых взносов

Порядок уплаты страховых взносов

| ИНСТРУКЦИЯ о порядке исполнения республиканского бюджета по доходам | О внесении обязательных платежей в Фонд  

Порядок уплаты страховых взносов

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 января 2009 г. № 40

О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 11 июня 2009 г. № 305 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 146, 1/10770) <P30900305>;

Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2010 г. № 64 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 42, 1/11372) <P31000064>;

Указ Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 676 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 1, 1/12211) <P31000676>;

Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 429 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 108, 1/12953) <P31100429>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2012 г. № 204 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 49, 1/13475) <P31200204> - Указ вступает в силу 3 августа 2012 г.;

Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2012 г. № 265 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 69, 1/13557) <P31200265>;

Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2013 г. № 128 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.03.2013, 1/14148) <P31300128>;

Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.11.2013, 1/14639) <P31300523>;

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.11.2013, 1/14649) <P31300529>;

Указ Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 87 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.02.2014, 1/14842) <P31400087>;

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июня 2014 г. № 278 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.06.2014, 1/15083) <P31400278>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2015 г. № 174 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.04.2015, 1/15764) <P31500174>;

Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 1/16194) <P31500534>;

Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2016 г. № 319 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.08.2016, 1/16605) <P31600319>;

Указ Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2016 г. № 480 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2016, 1/16808) <P31600480>;

Указ Президента Республики Беларусь от 20 января 2017 г. № 20 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.01.2017, 1/16871) <P31700020>

 

В целях совершенствования управления средствами государственного социального страхования и в связи с возложением на Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты функции страховщика по профессиональному пенсионному страхованию работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

2. Установить, что:

2.1. городские, районные и районные в городах отделы областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – органы Фонда) имеют право:

обратного требования (регресса) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

приостанавливать операции плательщиков обязательных страховых взносов (далее – плательщики) по текущим (расчетным) банковским счетам, а также получать от банков информацию об остатках и движении средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков в случаях неуплаты либо неполной уплаты ими обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Решение о приостановлении операций плательщика по его текущим (расчетным) банковским счетам либо об отмене приостановления операций плательщика по этим счетам принимается руководителем (его заместителем) органа Фонда и направляется на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа в банк для его безусловного исполнения в порядке и сроки, установленные законодательством;

2.2. задолженность по обязательным страховым взносам, числящаяся за субъектами хозяйствования, исключенными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежит списанию на основании решения Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по форме, установленной его правлением. Пени и санкции считаются погашенными с даты принятия указанного решения;

2.3. при наличии решения о приостановлении операций плательщика по счетам или информации о таком решении, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, банки не вправе открывать плательщику иные текущие (расчетные) банковские счета, за исключением счетов по учету средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

3. Преамбулу и подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 23, 1/7231) после слов «обязательных страховых взносов» дополнить словами «, взносов на профессиональное пенсионное страхование».

4. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь и их отдельные положения согласно приложению.

5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2009 г.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение

к Указу Президента
Республики Беларусь

16.01.2009 № 40

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов Президента Республики Беларусь и их отдельных положений

1. Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 54, 1/1342).

2. Указ Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2001 г. № 686 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 111, 1/3242).

3. Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 497 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 111, 1/4048).

4. Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2003 г. № 229 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 65, 1/4652).

5. Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2003 г. № 377 «О дополнительных мерах государственной поддержки исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел и внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 101, 1/4888).

6. Указ Президента Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 511 «О некоторых вопросах уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 173, 1/6903).

7. Указ Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 742 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 2, 1/8187).

8. Пункт 29 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 750 «О внесении дополнения и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 3, 1/8199).

9. Подпункт 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8471) и пункт 42 приложения к этому Указу.

10. Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 164 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8481).

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

16.01.2009 № 40

ПОЛОЖЕНИЕ
о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

1. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

3. Средства государственного социального страхования образуются за счет:

обязательных страховых взносов;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета;

других поступлений в соответствии с законодательными актами.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

4. Имущество Фонда является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

5. В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы.

6. В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (далее, если иное не предусмотрено настоящим Положением, – территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.

7. Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

8. Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее – взносы);

финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

получает в порядке, определяемом Министерством юстиции и Министерством труда и социальной защиты, от органов, регистрирующих акты гражданского состояния, копии записей актов о смерти;

осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и представляет государственную статистическую отчетность;

в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг);

осуществляет в установленном законодательством порядке ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности территориальных органов;

в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

9. Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

выплату профессиональных пенсий;

выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (мачехи) или отца (отчима), опекуна (попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

10. Составление, рассмотрение и исполнение бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на очередной финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами.

11. Коллегиальным органом управления Фонда является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Количественный и персональный состав правления Фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Правление Фонда созывается по мере необходимости, но не реже трех раз в год, и правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей установленной численности его членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель правления.

Решения правления Фонда принимаются в форме постановления. Постановления подписываются председателем правления, а в его отсутствие – заместителем председателя правления.

В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления в рабочем порядке без созыва его заседания.

Работа правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.

12. Правление Фонда:

определяет направления деятельности Фонда на текущий период и на перспективу, в том числе по вопросам своевременного и полного финансирования расходов на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию в установленных законодательством случаях;

в пределах своей компетенции утверждает положения, инструкции и другие нормативные правовые акты;

рассматривает проекты бюджета фонда на очередной финансовый год, отчета о его исполнении и вносит их в установленном законодательством порядке на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь;

утверждает Положение о капитализации временно свободных средств и направлениях использования полученных доходов;

согласовывает по представлению управляющего Фондом назначение на должности и освобождение от должностей руководителей областных, Минского городского управлений Фонда;

заслушивает отчеты руководителей областных, Минского городского управлений Фонда о проделанной работе;

утверждает формы документов, необходимых для назначения и выплаты профессиональных пенсий;

рассматривает другие вопросы деятельности Фонда.

13. Управляющий Фондом назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Управляющий Фондом имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром труда и социальной защиты по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Управляющий Фондом:

руководит деятельностью Фонда, в пределах своей компетенции принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Фонд задач и функций;

распределяет обязанности между заместителями;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата в пределах установленной численности и расходов на его содержание;

определяет полномочия руководителей структурных подразделений центрального аппарата, утверждает положения о его структурных подразделениях;

утверждает структуру и численность областных, Минского городского управлений Фонда;

вносит на рассмотрение правления предложения по вопросам деятельности Фонда;

в установленном порядке вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

утверждает роспись бюджета фонда;

доводит план поступлений доходов до областных, Минского городского управлений Фонда;

определяет объем по направлениям использования средств, предусмотренных росписью бюджета фонда, областным, Минскому городскому управлениям Фонда;

принимает необходимые меры по результатам осуществления ведомственного контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности территориальных органов, а также по результатам проверок и мониторинга деятельности плательщиков по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;

дает разъяснения по вопросам деятельности Фонда;

издает в пределах своей компетенции приказы, утверждает положения, инструкции и иные документы, обязательные для выполнения всеми работниками центрального аппарата и системы Фонда;

принимает на работу и увольняет с работы в порядке, установленном законодательством, работников центрального аппарата и руководителей областных, Минского городского управлений Фонда;

согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей заместителей руководителей, главных бухгалтеров и начальников контрольно-ревизионных подразделений областных, Минского городского управлений Фонда;

без доверенности действует от имени Фонда в отношениях с государственными органами и другими организациями;

в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда;

представляет Фонд во взаимоотношениях с международными и зарубежными организациями в пределах своей компетенции;

отменяет не соответствующие законодательству решения руководителей территориальных органов;

осуществляет иные полномочия по вопросам деятельности Фонда, не отнесенным к компетенции правления.

14. Фонд и его территориальные органы имеют право:

осуществлять постановку на учет плательщиков взносов;

осуществлять контроль за поступлением взносов и целевым расходованием средств государственного социального страхования;

взыскивать недоимки, пени, излишне выплаченные суммы профессиональных пенсий в случаях и порядке, установленных законодательством;

выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов, принимать решения о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков взносов по текущим (расчетным) банковским счетам, получать от банков информацию об остатках и движении средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков в случаях, установленных законодательными актами;

проводить проверки и мониторинг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности;

подавать в суд заявления об обращении взыскания на имущество должника для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщика денежных средств;

реализовывать иные права в соответствии с функциями Фонда.

15. Работники центрального аппарата Фонда и его территориальных органов, за исключением работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих его деятельность, являются государственными служащими и при осуществлении служебных полномочий имеют право:

в установленном законодательством порядке проводить проверки документов, связанных с правильностью начисления и уплаты взносов, обоснованностью расходования средств государственного социального страхования, выдачей документов, представляемых для назначения профессиональных пенсий, ведением индивидуального (персонифицированного) учета;

получать от плательщиков взносов необходимые разъяснения, справки, сведения, документы (копии) по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

осуществлять доначисление взносов до суммы взносов, подлежащей уплате в соответствии с законодательными актами;

не принимать к зачету суммы расходов, произведенные плательщиком взносов в счет уплаты взносов с нарушением законодательства о государственном социальном страховании;

требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений, связанных с начислением, уплатой взносов и обоснованностью расходования средств государственного социального страхования, нарушений, выявленных по документам, представленным для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и назначения профессиональных пенсий, а также контролировать выполнение таких требований;

в установленном законодательством порядке контролировать своевременное и правильное представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования;

осуществлять иные полномочия в соответствии с функциями Фонда.

Данные работники обязаны обеспечивать конфиденциальность и сохранность информации индивидуального (персонифицированного) учета.

16. Решения Фонда, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством.

17. Место нахождения центрального аппарата Фонда: 220029, г. Минск, ул. Чичерина, 21.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

16.01.2009 № 40

ПОЛОЖЕНИЕ
об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением устанавливается порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

11. Плательщиками обязательных страховых взносов (далее – плательщики) в бюджет фонда являются лица, определенные в статье 1 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 7, ст. 93; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 86, 2/979), представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, а также физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, и граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза. При этом:

адвокаты независимо от организационной формы осуществления адвокатской деятельности (в юридической консультации, адвокатском бюро или индивидуально) самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы в бюджет фонда;

Республиканская коллегия адвокатов и территориальные коллегии адвокатов не являются плательщиками в бюджет фонда за адвокатов;

адвокатские бюро не являются плательщиками в бюджет фонда за адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в данном адвокатском бюро на условиях участия или трудового договора;

нотариусы независимо от организационной формы осуществления нотариальной деятельности (в нотариальной конторе, нотариальном бюро) самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы в бюджет фонда;

Белорусская нотариальная палата и территориальные нотариальные палаты не являются плательщиками в бюджет фонда за нотариусов;

нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, являются плательщиками в бюджет фонда за работающих граждан, которым они предоставляют работу по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

юридические лица являются плательщиками в бюджет фонда за физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц;

физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза, при изъявлении ими желания участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы в бюджет фонда.

2. Плательщики обязаны стать на учет в городских, районных и районных в городах отделах областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – органы Фонда) по месту нахождения (жительства) в течение 10 рабочих дней:

юридические лица и индивидуальные предприниматели – с даты внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нотариусы – со дня приема в члены Белорусской нотариальной палаты, адвокаты – со дня приема в члены территориальной коллегии адвокатов, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Беларусь предусмотрен иной порядок постановки на учет в органах Фонда;

государственные органы – со дня вступления в силу нормативного правового акта, которым определен их правовой статус;

индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, предоставляющие работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), – со дня заключения указанных договоров;

физические лица, за исключением указанных в абзаце четвертом настоящей части, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с работниками, – со дня регистрации этих договоров в местных исполнительных и распорядительных органах.

Постановка на учет в качестве плательщиков в органах Фонда лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, творческих работников, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, участвующих в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза, производится со дня подачи ими заявления о постановке на учет в органы Фонда по месту жительства с приложением необходимых документов.

Постановка на учет в качестве плательщиков в органах Фонда представительств и филиалов юридических лиц, выделенных на самостоятельный баланс, представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, а также представительств (филиалов) Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах) осуществляется по месту их нахождения со дня подачи ими заявления о постановке на учет в органы Фонда с приложением необходимых документов.

Порядок постановки на учет и снятия с учета плательщиков в органах Фонда устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

3. Банки в течение одного рабочего дня с даты открытия (закрытия) плательщикам текущих (расчетных) банковских счетов обязаны направить органу Фонда сообщение в электронном виде об их открытии (закрытии).

ГЛАВА 2
УПЛАТА (ВЗЫСКАНИЕ) ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ВЗНОСОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ФОНДА

4. Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта.

В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики уплачивают обязательные страховые взносы за физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также за физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц, в дни, в которые осуществляются выплаты в их пользу, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, но не позднее сроков, предусмотренных в частях первой и второй настоящего пункта. При отсутствии у плательщика работающих граждан по трудовым договорам обязательные страховые взносы уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в сроки, предусмотренные в частях первой и второй настоящего пункта.

Плательщики, указанные в частях первой–четвертой настоящего пункта, уплачивают обязательные страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование за работающих граждан, обратившихся с заявлением о назначении (перерасчете) пенсии к плательщику, в орган по труду, занятости и социальной защите, орган Фонда, в течение 5 рабочих дней со дня подачи указанного заявления.

5. Сумма обязательных страховых взносов, подлежащая уплате за работающего гражданина за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

При занятости работающих граждан неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.

Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется при исчислении указанных взносов с выплат, начисленных в пользу лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (за исключением физических лиц, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц), осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях).

6. Обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели в сроки, установленные в пункте 4 настоящего Положения.

Заявление работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется.

7. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков в органах Фонда, за исключением случаев, предусмотренных в частях четвертой и пятой настоящего пункта.

Сумма указанных взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда, исчисляется из определяемого ими дохода за истекший год, при этом сумма взносов не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Уплата обязательных страховых взносов осуществляется ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Обязательные страховые взносы не уплачиваются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами за периоды приостановления ими своей деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц, являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования, самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование в порядке, предусмотренном в части второй настоящего пункта, с даты подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.

Нотариусы, адвокаты, которые одновременно с осуществлением нотариальной, адвокатской деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование в порядке, предусмотренном в части второй настоящего пункта, с даты подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию путем самостоятельной уплаты обязательных страховых взносов.

8. Лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза, творческие работники, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование с даты постановки на учет в органах Фонда ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Граждане, работающие за пределами Республики Беларусь, уплачивают обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование в порядке и сроки, установленные в части первой настоящего пункта.

9. Представительства (филиалы) Белгосстраха уплачивают обязательные страховые взносы в установленных размерах ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

10. Уплата плательщиками обязательных страховых взносов производится за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

При перечислении обязательных страховых взносов плательщики производят уплату суммы:

расходов, не принятых к зачету органами Фонда в счет обязательных страховых взносов;

недоимок и начисленных пеней по указанным взносам;

доплат за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования;

обратного требования (регресса) в размере пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

других платежей, предусмотренных законодательством.

При перечислении взносов на профессиональное пенсионное страхование плательщики производят уплату суммы недоимок и начисленных пеней по указанным взносам.

Уплата обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями.

101. В случае ликвидации (прекращения деятельности), снятия с учета в органах Фонда плательщика причитающаяся к уплате за текущий период сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда рассчитывается на день представления в установленном законодательством порядке соответственно в регистрирующие органы заявления о ликвидации (прекращении деятельности) или в органы Фонда уведомления о снятии с учета.

11. При совпадении определенных настоящим Положением сроков уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата данных взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням.

12. Плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.

Плательщики, расходы которых оплачиваются со счетов главных управлений Министерства финансов (далее – территориальные органы), представляют платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда в территориальные органы.

В случае получения средств на выплаты работникам во внеочередном порядке плательщики одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, исчисленных из получаемой (истребуемой) суммы в размерах, установленных законодательством.

Без согласия органов Фонда плательщики не вправе отзывать из банков (территориальных органов) неисполненные платежные поручения, в том числе и при осуществлении выплат в натуральной форме.

13. Платежные инструкции на перечисление (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда исполняются банками (территориальными органами) в первоочередном порядке, а в случаях, установленных законодательством, – во внеочередном порядке в течение одного банковского дня, при отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах плательщиков – в течение одного банковского дня после поступления средств на счета плательщиков. Указанные платежные инструкции исполняются банками (территориальными органами) независимо от наличия постановления о наложении ареста на денежные средства либо решения соответствующего органа о приостановлении операций плательщиков по их счетам.

Плата за обслуживание плательщиков по перечислению обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда банками не взимается.

14. Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда является день:

представления в банк в течение банковского дня на бумажном носителе и (или) в электронном виде платежного поручения на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда при наличии на текущем (расчетном) банковском счете плательщика денежных средств, достаточных для его исполнения банком;

исполнения банком платежных поручений плательщика на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда, ранее не исполненных по причине отсутствия на текущем (расчетном) банковском счете плательщика денежных средств, достаточных для его исполнения;

внесения плательщиком наличных денежных средств в банк для перечисления причитающихся сумм обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда;

осуществления плательщиком платежа с использованием банковской платежной карточки в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты причитающихся обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда;

принятия платежным агентом денежных средств посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты причитающихся сумм обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

15. Не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой.

К недоимке относится также задолженность плательщика по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты названных взносов и иных платежей в бюджет фонда и расходования средств бюджета фонда, в том числе и при представлении плательщиком отчетности в органы Фонда по месту постановки на учет.

16. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

17. Начисление пеней за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда плательщиками, финансируемыми из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы через территориальные органы, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты своим работникам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик не мог уплатить в связи с наложением ареста на денежные средства, находящиеся на его счетах в банке, при условии своевременной подачи им в обслуживающий его банк платежных поручений на перечисление суммы недоимки в бюджет фонда.

18. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банка обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда на счета органов Фонда банк уплачивает Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату зачисления (перечисления), от незачисленной (неперечисленной) суммы за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока внесения указанных платежей в бюджет фонда. С плательщика за эти дни пени не взимаются.

19. Взыскание недоимки вместе с начисленными суммами пеней производится с текущих (расчетных) банковских счетов юридических лиц, их представительств и филиалов (в том числе иностранных юридических лиц), индивидуальных предпринимателей. Взыскание производится на основании решения уполномоченного должностного лица органа Фонда в бесспорном порядке, а с физических лиц – на основании исполнительной надписи либо в судебном порядке.

Решение уполномоченного должностного лица органа Фонда выносится в виде постановления о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней (далее – постановление о бесспорном взыскании) по форме, установленной правлением Фонда.

Постановление о бесспорном взыскании с платежным требованием направляется через обслуживающий банк в банк, в котором открыт текущий (расчетный) банковский счет плательщика, на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа и подлежит исполнению банком в порядке и сроки, установленные настоящим Положением и иными актами законодательства.

Постановление о бесспорном взыскании подлежит отзыву не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения документов, свидетельствующих об исполнении плательщиком обязательства по уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

20. Причитающиеся к уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда при недостаточности денежных средств в белорусских рублях и наличии иностранной валюты на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков взыскиваются (уплачиваются) в валюте в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу Национального банка, действующему на дату взыскания (уплаты).

21. Если плательщиком своевременно сданы в банк (территориальный орган) платежные поручения на перечисление с его текущего (расчетного) банковского счета причитающихся к уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда, то платежные требования на бесспорное взыскание указанных платежей, относящихся к одной группе очередности, к этому счету не выставляются.

22. В случае отсутствия средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда взыскиваются в бесспорном порядке с текущих (расчетных) банковских счетов их дебиторов (за исключением финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы). Списание средств производится по постановлению о бесспорном взыскании на основании представленных плательщиком заявления с указанием в нем дебитора, документов, подтверждающих задолженность дебитора, и расчета между плательщиком и его дебитором, подписанного руководителем плательщика в одностороннем порядке. При наличии судебного спора между плательщиком и его дебитором о сумме задолженности списание средств с текущих (расчетных) банковских счетов дебиторов не производится.

Постановление о бесспорном взыскании с текущих (расчетных) банковских счетов дебиторов выносится с учетом сроков исполнения обязательств дебитора перед плательщиком и в сумме, не превышающей задолженности плательщика перед органом Фонда. Постановление о бесспорном взыскании с текущих (расчетных) банковских счетов дебиторов с платежным требованием направляется банку для исполнения в порядке, установленном в пункте 19 настоящего Положения.

23. При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством.

24. Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, поступившие в бюджет фонда от плательщика, не имеющего обязательства по уплате указанных взносов, подлежат возврату плательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления (выявления) органами Фонда фактов, подтверждающих отсутствие такого обязательства.

Излишне взысканные по результатам проверок суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда возвращаются плательщику с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату их взыскания, за период начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и до дня, предшествующего их возврату.

Излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда вследствие ненадлежащего исполнения банком платежных инструкций плательщика подлежат возврату банку при условии возмещения им таких средств плательщику. Возврат банку излишне перечисленных денежных средств осуществляется в течение 10 рабочих дней после подачи им в органы Фонда заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих возмещение банком плательщику денежных средств, необоснованно списанных с его текущего (расчетного) банковского счета либо зачисленных в пользу органа Фонда.

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

25. Плательщик имеет право:

присутствовать при проведении у него проверки и (или) мониторинга по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и (или) мониторинга;

указывать в акте (справке) проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами и при наличии возражений по акту (справке) проверки не позднее 15 рабочих дней со дня его (ее) подписания представить в письменном виде возражения по его (ее) содержанию;

обращаться в органы Фонда за разъяснениями по вопросам начисления, уплаты и учета обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда, а также правильности расходования средств бюджета фонда;

обжаловать решения Фонда, его областных и Минского городского управлений, а также органов Фонда по актам проверок, требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверок, действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд в соответствии с установленной подведомственностью;

реализовывать иные права, установленные настоящим Положением и другими актами законодательства.

26. Плательщик обязан:

своевременно стать на учет в органе Фонда в соответствии с законодательством;

начислять и перечислять в полном объеме и в установленные настоящим Положением сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда;

вести учет начисленных и перечисленных обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда, а также расходов, производимых за счет средств бюджета фонда;

представлять в органы Фонда по месту постановки на учет установленную законодательством отчетность;

представлять в органы Фонда расчеты, справки, иные материалы и сведения, в том числе о его дебиторах (при наличии задолженности плательщика по платежам в бюджет фонда), связанные с начислением и уплатой обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда;

содействовать должностным лицам Фонда, его областных и Минского городского управлений, а также органов Фонда в проведении проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;

принять меры по устранению нарушений (недостатков), установленных в ходе проведения проверок и (или) мониторинга по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;

представлять в органы Фонда документы, подтверждающие право на применение соответствующих размеров обязательных страховых взносов и тарифов взносов на профессиональное пенсионное страхование;

сообщать письменно в органы Фонда по месту постановки на учет о принятых решениях о ликвидации (прекращении, приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката), открытии в отношении его конкурсного производства, реорганизации, о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы, учетные реквизиты, об изменении места своего нахождения (жительства), об установлении (изменении) срока выплаты заработной платы в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;

представлять в органы Фонда сведения о рабочих местах организации с особыми условиями труда по форме и в порядке, установленным правлением Фонда, в течение 5 рабочих дней со дня принятия локального нормативного правового акта об утверждении перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации, внесении изменений и дополнений в указанный перечень;

уплатить в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, начисленные (доначисленные) по результатам проверок пени, а также суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда и не принятые к зачету суммы расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов;

исполнять иные обязанности, установленные настоящим Положением и другими актами законодательства.

 

Все права защищены, Фонд социальной защиты населения, 2006-2017

Поиск

На главную Карта сайта Написать письмо администратору
Создание сайта
Атлант Телеком