Фонд социальной защиты населения

Сбор и уплата страховых взносов

Проведение проверок плательщиков

| Порядок проведения и организация проверок | Ответственность | Проверяемые вопросы и типичные ошибки

Проверяемые вопросы и типичные ошибки

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

 

Проверяемые вопросы

 

В соответствии с пунктами 8, 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Положение о Фонде), Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и его территориальными органами проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании проводятся по следующим вопросам:

1. Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме.

2. Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

3. Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.

4. Правильность заполнения и своевременности представления отчетности.

Контрольная деятельность Фонда и его территориальных органов осуществляется в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

 

Типичные нарушения, выявляемые

при проведении проверок и мероприятий органами Фонда

 

Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме.

 

1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Излишне начислены обязательные страховые взносы:

на суммы выплат, превышающие пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы;

Нарушена статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее - Закон об обязательных страховых взносах);

на выплаты, производимые физическим лицам, за использование авторского изобретения;

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на стоимость путевок, выданных и реализованных за счет средств государственного социального страхования.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах.

на пенсионное страхование (28%) на суммы выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Нарушена статья 4 Закона об обязательных страховых взносах;

на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения.

Нарушена статья 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 «Об основах государственного социального страхования»;

на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования.

Нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 25.01.1999  № 115 (далее - Перечень);

на суммы выходного пособия согласно статье 48 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нарушен пункт 2 Перечня;

на суммы компенсаций в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (за разъездной характер труда).

Нарушен пункт 3 Перечня;

на суммы материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами.

Нарушен пункт 7 Перечня.

В соответствии с пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (Далее – Положение об уплате) излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

 

Не начислены обязательные страховые взносы:

на единовременные премии, материальную помощь к профессиональным праздникам, вознаграждения к юбилейным датам (в том числе к 55-летию работников), в связи с продолжительным лечением работников, торжественным событиям (включая стоимость подарков и материальную помощь), другие выплаты стимулирующего характера, включая материальную помощь (компенсацию), выплачиваемую работникам на питание, проезд.

Нарушена статья  2 Закона об обязательных страховых взносах;

на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на заработную плату, начисленную за работу на субботнике.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на остаточную стоимость невозвращенной спецодежды при увольнении работников, отнесенную за счет прибыли.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на суммы среднего заработка, доначисленного в пользу работников по решению суда; выплату, компенсирующую по постановлению суда сумму административного штрафа.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на доплату по Указу Президента Республики Беларусь от 12.08.2013 № 353 молодым специалистам, проработавшим более 2-х лет.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на суммы вознаграждений по гражданско-правовому договору.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на часть суммы выплат в результате неверного применения ограничения сумм выплат пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике.

Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;

на суммы выплат в пользу работающих, являющихся инвалидами III группы, не начислялись взносы на пенсионное страхование (28%), определенных для работодателей.

Нарушена статья 4 Закона об обязательных страховых взносах;

на выплаты индивидуальному предпринимателю, который является учредителем организации и выполняет функции его руководителя.

Нарушен пункт 1-1 Положения об уплате, и статья 1 Закона об обязательных страховых взносах;

сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

Нарушен пункт 5 Положения об уплате.

 

На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате  на сумму  недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

За неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) в размере от семи до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20% от неуплаченной суммы указанных взносов.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «корректирующая»), которая полностью заменяет данные за определенный отчетный период. В форме правильные строки повторяются в таком же виде, как были заполнены в форме ПУ-3, представленной ранее за определенный отчетный период, неправильные заменяются правильными.

 

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на выплаты по гражданско-правовым договорам.

Нарушен подпункт 1.4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 «О профессиональном пенсионном страховании» (далее - Закон о ППС);

на произведенные выплаты за периоды (дни), когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня.

Нарушена  статья 5 Закона о ППС;

на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;

на выплаты, начисленные работнику за период работы по профессии, не включенной в Перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации для целей профессионального пенсионного страхования.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;

на суммы, начисленные в пользу операторов машинного доения, не выполняющих нормы обслуживания.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;

на выплаты работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста.

Нарушена  статья 7 Закона о ППС;

на суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 1 Перечня;

на суммы материальной помощи в связи со смертью близких родственников, на материальную помощь в связи с вступлением в брак.

Нарушен пункт 7 Перечня.

 

Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (пункт 24 Положения об уплате).

 

Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на сумму, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;

на суммы премий к профессиональному празднику; оплату за работу в праздничные дни и ночное время; на стоимость питания механизаторов; на суммы доплаты до минимальной заработной платы, на сумму индексации заработной платы, на сумму материальной помощи, начисленную работникам согласно коллективному договору (на молочные продукты, на овощи, на оздоровление), на сумму доплат, начисленную работникам в размере 30% стоимости питания.

Нарушен  пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;

на сумму выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС.

 

На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате  на сумму  недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

За неуплату или неполную уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) в размере от семи до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20% от неуплаченной суммы указанных взносов.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая»), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование. Сведения формы ПУ-6 (тип формы – «корректирующая») полностью заменяют данные за определенный отчетный год по одному коду вида деятельности и коду профессии (должности).

 

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В нарушение пунктов 4,11,12,26 Положения об уплате не уплачены (уплачены не в полном объёме) в установленный срок обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование:

позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;

позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20 числа месяца, следующего за истекшим;

при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями, уплата ошибочно производилась в следующий за ними рабочий день;

не представляются в банки при получении средств на оплату труда платёжные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счёте; либо представляется в банк справка, содержащая недостоверные сведения, о том, что обязательства по перечислению указанных  платежей ими исполнены или отсутствуют.

 

За неуплату или неполную уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей  11.54 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП) в размере от семи до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20% от неуплаченной суммы указанных взносов.

 

Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

 

1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка назначены и выплачены в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, без наличия необходимых документов, на основании ксерокопии справки о рождении.

Нарушены статьи 10,11 Закона № 7-З «О государственных пособиях семьям,  воспитывающим детей» от 29.12.2012 (далее – Закон № 7-З);

пособие с связи с рождением второго ребёнка выплачивалось в размерах, установленных в связи с рождением первого ребёнка.

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет исчислено за полный месяц, следовало исчислить по дату исполнения 3-х лет.

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено в размере 100 процентов (следовало 50) матери, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору.

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

пособие по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет исчислено в размере 40 процентов среднемесячной заработной платы (следовало 35 процентов).

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

пособие по уходу за ребенком-инвалидом  в возрасте до 3-х лет назначено и выплачено в размере 40% среднемесячной заработной платы, тогда как следовало в размере 45% среднемесячной заработной платы.

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

не назначено пособие на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (в семье два ребенка-инвалида).

Нарушена статья 14 Закона № 7-З;

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено без соблюдения условия, согласно которому трудоспособный отец в полной семье должен отработать не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем обращению за пособием.

Нарушена статья 15 Закона № 7-З;

пособие выплачивалось со дня рождения ребёнка, а не со дня, следующего за днём окончания периода освобождения от работы, учёбы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.

Нарушена статья 21 Закона № 7-З;

в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не прекращена.

Нарушена статья 23 Закона № 7-З;

при назначении пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет неверно определено право на данное пособие. При воспитании двоих и более детей должно было быть назначено одно пособие на семью, а не на каждого ребенка.

Нарушен пункт 2 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 №572(далее – Положение № 572);

при назначении пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет неверно определен день возникновения права на пособие. Пособие назначено со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, следовало назначить со дня рождения младшего ребенка.

Нарушен пункт 6 Положения №572;

пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено семье, в которой воспитываются дети в возрасте до 3 лет.

Нарушен пункт 2 Положения №572.

 

Указанные нарушения приводили к завышению размера пособий семьям, воспитывающим детей, которое органами Фонда не принимается к зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде, а также занижению размера пособия, которое подлежит доплате.

На основании п. 15 Положения об уплате взносов не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате  на сумму  недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

 

2. Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569), Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97 (далее – Инструкция № 52/97).

Назначения пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности выданных в нарушении Положения № 569, в случаях:

ухода за больным ребенком отцом, когда мать не работает и осуществляет уход за другим ребенком до 3 лет.

Нарушен пункт 50 Инструкции № 52/97; 

ухода за больным ребенком-инвалидом отцом, когда мать не работает и фактически осуществляет уход за ребенком-инвалидом.

Нарушен  пункт 52 Инструкции № 52/97;

отсутствия печати организации здравоохранения при закрытии листка нетрудоспособности и при внесении исправлений.

Нарушен подпункт 68.4 пункта 68 Инструкции № 52/97;

выдачи листка нетрудоспособности работающему инвалиду без отметки «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности».

Нарушен подпункт 73.6.3 пункта 73 Инструкции № 52/97;

не оформления оборотной стороны листков нетрудоспособности работником отдела кадров.

Нарушены пункты 78-81 Инструкции № 52/97.

Во всех перечисленных выше случаях имеет место нарушение пункта 3 Положения № 569.

Пособие назначалось по травме, полученной в связи с несчастным случаем на производстве, а также в связи с профзаболеванием.

Нарушен пункт 1 Положения № 569;

пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначалось за период нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске.

Нарушен пункт  6 Положения № 569;

пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата.

Нарушен подпункт 9.5 пункта 9 Положения № 569;

пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы.

Нарушен подпункт 9.6 пункта 9 Положения  № 569;

пособие назначено по день установления инвалидности включительно.

Нарушен пункт 10 Положения № 569;

пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием более чем на 60 календарных дней непрерывно.

Нарушен пункт 11 Положения № 569;

пособие назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно – менее 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Нарушен пункт 16 Положения № 569;

пособие по временной нетрудоспособности назначено за рабочие дни, подтвержденные листком нетрудоспособности, следовало назначать за календарные дни.

Нарушен пункт 16  Положения № 569;

пособие назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%.

Нарушен пункт 16 Положения  № 569;

пособие назначалось в полном размере лицам, за которых или которыми обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие.

Нарушен пункт 17 Положения № 569;

пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка.

Нарушен пункт 18 Положения № 569;

гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС пособия назначены в размере 80 % за первые 12 календарных дней, следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка.

Нарушен подпункт 18.2 пункта 18 Положения № 569;

при нарушении режима, предписанного врачом, оплата произведена за все дни временной нетрудоспособности, включая дни неявки на прием (не удостоверенные листом нетрудоспособности).

Нарушен пункт 19  Положения № 569;

при определении размера пособия по временной нетрудоспособности не учитывались обстоятельства получения травмы в состоянии алкогольного опьянения или связь заболевания с употреблением алкоголя.

Нарушен подпункт 19.1 п.19 Положения № 569;

при определении размера пособия по временной нетрудоспособности не учитывался факт нарушения режима, предписанного врачом.

Нарушен подпункт 19.2 п.19 Положения № 569;

пособие назначено в полном размере в случае наступления временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины, следовало назначить в размере 50%.

Нарушен пункт 19.3  Положения № 569;

пособие назначено в минимальном размере, следовало назначить исходя из размера среднедневного заработка, определяемого за фактически отработанное время в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 21 Положения № 569;

из числа календарных дней расчётного периода не исключены календарные дни трудового, социального отпуска, временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт  22 Положения № 569;

из числа календарных дней расчетного периода, на который делится заработок, исключены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, а также периоды прогулов; включен период нахождения на военных сборах с оплатой в размере среднедневного заработка.

Нарушен пункт 22 Положения № 569;

в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска; премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц, в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью); в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер.

Нарушен пункт 24 Положения № 569;

пособие исчислено не за число календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности, а за большее число календарных дней.

Нарушен пункт 25 Положения № 569;

пособие по временной нетрудоспособности работникам, работавшим по гражданско-правовым договорам, рассчитано как работникам по трудовому договору.

Нарушен пункт 27 Положения № 569;

пособия назначены без расследования случаев получения бытовых травм (дорожно-транспортные происшествия, избиения, хулиганские нападения), без выяснения (установления) виновного лица.

Нарушен подпункт 6.3 пункта 6 Положения о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2013 № 569.

 

Указанные выше нарушения повлекли переплаты пособия по временной нетрудоспособности, которые в соответствии с п. 38 Положения  № 569 органами Фонда не принимаются к зачету, а также недоплаты пособия, которые подлежат доначислению. На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате  на сумму  недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «корректирующая»), отразив правильные размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (переплаченные суммы не удержаны с получателя пособия) данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 (тип формы – «корректирующая»).

 

3. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

неверно определен размер платы за путевку, а именно, учтены не все суммы, указанные в справках о размере среднемесячного денежного дохода получателя путевки, за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи путевки.

Нарушен пункт 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542);

неверно определен размер платы за путевку, а именно, использованы данные Национального статистического комитета о размере начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь за прошлый месяц относительно месяца выдачи путевки, а следовало за позапрошлый.

Нарушен пункт 15 Положения № 542;

плата за путевку, приобретенную за счет средств государственного социального страхования несвоевременно вносилась в кассу организации по месту работы получателя путевки и перечислялась в бюджет Фонда.

Нарушен пункт 16 Положения № 542.

 

На основании пунктов 15, 16, 17 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляются пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

 

4. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти.

Нарушена статья 32 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле»;

не выплачено пособие на погребение при наличии справки о смерти (оригинала).

Нарушен пункт 3 Положения о выплате пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 10.07.2015 № 585.

 

Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.

 

По форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» (ПУ-2):

несоответствие данных, указанных в форме ПУ-2, сведениям, указанным в приказах (распоряжениях) о приеме на работу и (или) увольнении с работы.

Нарушен п.10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ).

 

По форме ПУ-3 Индивидуальные сведения (ПУ-3):

суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражались не по месяцам, за которые они начислены; суммы премий отражались не в месяце, в котором они начислены, суммы заработной платы, отраженные на лицевых счетах застрахованных лиц, не соответствуют суммам, указанным в расчетных листках (ведомостях).

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

в форме ПУ-3 отражались выплаты, на которые не начисляются обязательные страховые взносы.

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

в форме ПУ-3 указывались суммы пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пособий в связи с рождением ребенка, пособий женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-ти недельного срока беременности.

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

по застрахованным лицам, работавшим в течение отчетного периода (года) по трудовому договору и гражданско-правовому договору, форма ПУ-3 не заполнена отдельно по каждому виду договора, а заполнена одна форма.

Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

одна форма ПУ-3 заполнена по застрахованному лицу, выполнявшему работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год).

Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 неверно отражались периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по коду вида деятельности «ДЕТИ», периоды выполнения работ по коду вида деятельности «ДОГОВОР», периоды по виду деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ».

Нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

раздел 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» заполнялся не в соответствии с классификатором сведений согласно приложению 2 к Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ, имели место случаи, когда в периоды уплаты взносов включались дни отпуска без сохранения заработной платы, недостоверно отражались сведения в графе «период работы» дополнительных сведений о начале и окончании периодов предоставления работникам отпусков по уходу за детьми до достижения возраста 3 лет.

Нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.

 

По форме ПУ-6 Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование (ПУ-6):

в форме ПУ-6 отражались выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

некорректно отражались в разделе 2. «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 периодов занятости в особых условиях труда (в периоды работы с особыми условиями труда  включены выходные дни, следовавшие за днями, когда работник не работал в особых условиях труда либо находился на больничном листе; периоды занятости в особых условиях труда указаны не в соответствии с занятостью на рабочем месте, которая подтверждается табелем учета рабочего времени; в периоды работы с особыми условиями труда  включены дни, когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня).

Нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.

 

Также плательщиками нарушались сроки представления документов персонифицированного учёта, уставленные Правилами индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837.

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП – в виде предупреждения или штрафа от четырех до двадцати базовых величин.

 

Правильность заполнения и своевременности представления отчетности.

 

В отчетах формы 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – отчет формы 4-Фонд) не отражалась сумма частичной доплаты за выделенные работникам путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования, вносимая в кассу плательщика.

Нарушен пункт 11 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2014 № 125 (далее – Указания по заполнению);

количество отраженных в строке 205 пособий, не соответствовало фактическому.

Нарушен пункт 20 Указаний по заполнению;

неверно отражались сроки выплаты заработной платы.

Нарушен пункт 28 Указаний по заполнению.

 

Справочно. Форма государственной статистической отчетности       4-фонд (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» представлялась в органы Фонда до 20.01.2016. С 01.02.2016 в связи с принятием постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.09.2015 № 124 в органы Фонда представляется форма ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2015 № 120.

 

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП – в виде предупреждения или штрафа от четырех до двадцати базовых величин.

Все права защищены, Фонд социальной защиты населения, 2006-2017

Поиск

На главную Карта сайта Написать письмо администратору
Создание сайта
Атлант Телеком