Фонд социальной защиты населения

Выплата пособий и пенсий

Комментарии к Положению о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

| Комментарий к Положению о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам | О практике применения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам | О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 | Новое в назначении пособий по временной нетрудоспособности

Новое в назначении пособий по временной нетрудоспособности

Новое в назначении пособий по временной нетрудоспособности

и по беременности и родам

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2015 г. № 592  «О  внесении дополнений и изменений  в  некоторые  постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление) внесены дополнения и изменения в отдельные нормы Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 (далее – Положение). Это обусловлено необходимостью  приведения норм Положения в соответствие с нормами и терминологией Указа Президента Республики Беларусь от 25 апреля      2015 г. № 174 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 174), а также совершенствования порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с учетом правоприменительной практики.

К пункту 17 Положения. Учитывая проводимую государством политику, направленную на поддержку лиц, имеющих статус молодых специалистов и молодых рабочих (служащих), в случае наступления у них страхового случая временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту пособие по временной нетрудоспособности указанным лицам исчисляется исходя из среднедневного размера заработка (среднедневного размера тарифной ставки (оклада) без надбавок и повышений), определяемых в порядке, установленном Положением, независимо от  продолжительности страхового стажа, то есть периода уплаты за них либо ими самими в установленных законодательством случаях обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда)[1].

Кодексом Республики Беларусь об образовании установлено, что молодыми специалистами и молодыми рабочими (служащими) являются выпускники:

работающие по распределению, - в течение срока обязательной работы по распределению (статья 83 Кодекса);

направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), - в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (статья 84 Кодекса);

работающие по перераспределению, - в течение срока обязательной работы по перераспределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (статья 85 Кодекса).

Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, при выдаче документа об образовании выдается свидетельство о направлении на работу (с указанием срока обязательной работы).

Срок обязательной работы при направлении выпускников на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), определяется соответствующим договором.

Срок обязательной работы по перераспределению определяется сроком обязательной работы по распределению и уменьшается на время, отработанное выпускником по распределению.

В срок обязательной работы по распределению (перераспределению) а также по направлению на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (далее – обязательная работа) по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

Учитывая изложенное, при назначении пособия по временной нетрудоспособности молодым специалистам и молодым рабочим (служащим), у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой в быту наступила в период обязательной работы, порядок исчисления пособий в минимальном размере лицам, за которых или которыми обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособие (часть первая пункта 17 Положения), не применяется. Следует отметить, что данный порядок продолжает применяться при назначении пособия по временной нетрудоспособности по другим  случаям временной нетрудоспособности, например, в случае ухода за больным членом семьи, а также пособия по беременности и родам.

Пример 1. Работник работает по распределению с 1 августа 2015 г. (первое место работы). Он представил листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием, выданный на период с 7 по 21 сентября 2015 г. (15 календарных дней). Заработок за август 2015 г. (31 календарный день) составил 7 628 000 руб. В соответствии с пунктами 21, 22, 24 Положения пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднедневного заработка 246 065 руб. (7 628 000 руб. / 31 день). Размер пособия по временной нетрудоспособности, определяемый согласно части  первой пункта 16 Положения, составляет 3 100 419 руб. (246 065 руб. × 80% × 12 дней +  246 065 руб. ×  3 дня).

Пример 2. Работница работает по направлению на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего). Она представила листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, выданный на период с 7 по 11 сентября 2015 г. (5 календарных дней). Обязательные страховые взносы за работницу уплачивались за 3 месяца и 2 дня. Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком назначается работнице  в минимальном размере.

Пример 3. Работница работает в организации по распределению с 1 июля 2013 г. С 2 сентября 2013 г. по 23 июля 2015 г. она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста  трех  лет. Работница представила листок нетрудоспособности в связи с травмой в быту, выданный на период с 29 июля  по 14 августа 2015 г. (17 календарных дней).  По ее желанию в срок обязательной работы засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный срок истек 30 июня 2015 г. До возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности период уплаты за работницу обязательных страховых взносов в бюджет фонда составлял менее 6 месяцев.  Поскольку временная нетрудоспособность наступила у работницы в период после окончания срока обязательной работы, когда она уже не являлась молодым специалистом, пособие по временной нетрудоспособности  назначается ей в минимальном размере.

К пункту 22 Положения. Суть изменения, внесенного в часть вторую пункта 22 Положения заключается в том, что из числа календарных дней  расчетного периода (6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам) исключаются календарные дни освобождения от работы, то есть когда работник освобождается от работы с сохранением среднего заработка или без сохранения заработной платы полностью на весь день, а не на часть рабочего дня.

Пример 4. Работник представил листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием, выданный на период с 6 по 21 августа 2015 г. (16 календарных дней). Работником 17 апреля, 11 мая, 15 июня 2015 г.  отработано по 6 часов  в связи с тем, что  остальные 2 часа был простой не по вине работника с сохранением заработной платы в размере двух третей его тарифной ставки, а 6 июля 2015 г. отработано 4 часа (4 часа выполнял государственные обязанности с сохранением среднего заработка). С 17 по 26 июня 2015 г. (10 календарных дней) работник направлялся на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка. Среднедневной заработок определяется за период с 1 февраля по 31 июля 2015 г. (181 календарный день). Заработок за указанный период, в том числе заработная плата, сохраняемая за время простоя и выполнения государственных обязанностей, но без учета оплаты периода направления на  курсы повышения квалификации делится на 171 календарный день (181 день – 10 дней).

Пример 5. Работник представил листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием, выданный на период с 6 по 21 августа 2015 г. (16 календарных дней). Согласно приказу от 30 июня 2015 г.  в  организации,  объявлен  простой на период  с 1 по 31 июля 2015 г. с сохранением заработной платы в размере двух третей тарифной ставки работника.  Среднедневной заработок определяется за период с 1 февраля по 31 июля 2015 г. (181 календарный день). Заработок за указанный период, за исключением суммы заработной платы, сохраняемой за время простоя,  делится на 150 дней (181 день – 31 день).

Пример 6. Работница  представила листок нетрудоспособности по беременности и родам, выданный на период с 17 августа по 20 декабря 2015 г. (126 календарных дней). С  15 по 20 мая 2015 г. (6 календарных дней) у работницы был простой не по ее вине, с 1 по 26 июня 2015 г. (26 календарных дней) работница находилась в трудовом отпуске, а 29 июля 2015 г.  она отработала 4 часа (остальные 4 часа с разрешения нанимателя освобождалась от работы  без сохранения заработной платы). Среднедневной заработок определяется за период с 1 февраля по 31 июля 2015 г. (181 календарный день). Заработок за указанный период, за исключением сумм заработной платы, сохраняемой за время простоя и за период трудового отпуска,  делится на 149 календарных дней (181 день – 6 дней – 26 дней).

К пункту 26 Положения. Указом № 174 предусмотрено, что физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма), являются плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда при изъявлении ими желания участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию. В этой связи пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам лицам, осуществляющим деятельность в сфере агроэкотуризма,  при условии уплаты ими обязательных страховых взносов в бюджет фонда, исчисляются и выплачиваются в порядке, предусмотренном для лиц, уплачивающих обязательные страховые взносы самостоятельно.

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам лицам, осуществляющим деятельность в сфере агроэкотуризма, назначаются территориальными органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет в качестве плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда. Указанные лица уплачивают обязательные страховые взносы в бюджет фонда за вычетом сумм начисленных пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

К пункту 28 Положения. После внесения постановлением дополнений в пункт 28 Положения в случае возникновения у работника права на пособие по временной нетрудоспособности в период после или в день объявления простоя за дни простоя с выплатой заработной платы в порядке, установленном законодательством, пособие по временной нетрудоспособности назначается в размерах, установленных в пунктах 16 - 19, 29 Положения, но не более размера сохраняемой заработной платы и не менее размера двух третей его тарифной ставки (оклада). Со дня возобновления работы пособие по временной нетрудоспособности исчисляется без указанных ограничений.

Если право на пособие по временной нетрудоспособности возникло у работника до дня объявления простоя, пособие исчисляется в общеустановленном порядке.

Днем объявления простоя для целей применения пункта 28 Положения является день издания приказа об объявлении  простоя.

Пример 7. Согласно приказу от 29 июля 2015 г.  в  организации  объявлен  простой на 7, 14, 21 и 28 августа   2015 г. и на период с 1 по 7 сентября 2015 г., в соответствии с приказом от 1 сентября 2015 г. – на период с 22 по 24 сентября 2015 г. с сохранением заработной платы в размере двух третей  тарифной ставки работника (за 7, 14, 21 и 28 августа   2015 г. 90 700 руб. в день, за период с 1 по 7 сентября 2015 г. – 453 500 руб. Временная нетрудоспособность в связи с общим заболеванием длилась у работника с 8 августа по 2 октября 2015 г. Поскольку временная нетрудоспособность наступила после объявления простоя (29 июля 2015 г.) за каждый день простоя 14, 21 и 28 августа 2015 г. размер пособия не должен превышать 90 700 руб., а за период с 1 по 7 сентября 2015 г. - 453 500 руб. С учетом того, что право на пособие по временной нетрудоспособности возникло у работника 8 августа 2015 г. (до дня объявления 1 сентября 2015 г. простоя на период с 22 по 24 сентября 2015 г.), пособие по временной нетрудоспособности за период с 22 по 24 сентября исчисляется в общеустановленном порядке (без ограничения, установленного частью первой пункта 28 Положения).

Пример 8. Согласно приказу от 3 августа 2015 г. в  организации,  объявлен  простой на период  с 13 по 19 августа 2015 г. с сохранением заработной платы  в размере двух третей  тарифной ставки работника (112 000 руб. в день). Временная нетрудоспособность по уходу за больным ребенком длилась у работника с 3  по 14 августа 2015 г. (12 календарных дней). Учитывая, что право на пособие по временной нетрудоспособности наступило в день объявления простоя (3 августа  2015 г.), размер  пособия по временной нетрудоспособности за период с 13  по 14 августа  2015 г. не должен превышать 224 000 руб. [2]  

К пункту 30 Положения. Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» определено, что физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя, отнесены к работающим гражданам. В связи с этим пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам указанной категории граждан назначаются и выплачиваются плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда с применением норм Положения, регулирующих порядок назначения и выплаты данных пособий работникам, то есть лицам, работающим по трудовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Постановление, как и Указ № 174, вступает в силу с 29 июля 2015 г. и применяется при назначении пособий по случаям временной нетрудоспособности и беременности и родов, наступившим 29 июля               2015 г. и позднее.

 

Начальник отдела социального страхования

Фонда     социальной    защиты     населения

Министерства  труда  и социальной защиты                           Л.И.Капыльская



[1] Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам лицам, за которых или которыми обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, назначаемого молодым специалистам и молодым рабочим (служащим), назначаются в минимальном размере.

 

[2] Даты и данные о заработной плате работников в примерах приведены условно.

Все права защищены, Фонд социальной защиты населения, 2006-2017

Поиск

На главную Карта сайта Написать письмо администратору
Создание сайта
Атлант Телеком