Фонд социальной защиты населения

О Фонде

Деятельность Фонда

| Положение о Фонде | История Фонда | Правление Фонда

Положение о Фонде

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента

Республики Беларусь

16.01.2009 N 40

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА

И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

1. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.

2. В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

3. Средства государственного социального страхования образуются за счет:

обязательных страховых взносов;

взносов на профессиональное пенсионное страхование;

ассигнований из республиканского бюджета;

доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

других поступлений.

Данные средства являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

4. Имущество Фонда является республиканской собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

5. В структуру центрального аппарата Фонда входят управления, отделы, секторы.

6. В систему Фонда входят областные и Минское городское управления с правами юридического лица, а также городские, районные и районные в городах отделы (далее - территориальные органы). В структуру территориальных органов входят отделы, секторы.

7. Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

8. Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее - взносы);

финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;

в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;

проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;

в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

9. Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на:

выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

выплату профессиональных пенсий;

выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

10. Доходы и расходы бюджета Фонда осуществляются в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

11. Коллегиальным органом управления Фонда является его правление. В состав правления входят Министр труда и социальной защиты (председатель правления), управляющий Фондом (заместитель председателя правления) и его заместители по должности, представители Министерства финансов, Министерства экономики, Национального банка, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.

Количественный и персональный состав правления Фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Правление Фонда созывается по мере необходимости, но не реже трех раз в год, и правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей установленной численности его членов. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель правления.

Решения правления Фонда принимаются в форме постановления. Постановления подписываются председателем правления, а в его отсутствие - заместителем председателя правления.

В случае необходимости оперативного принятия решения может быть применен принцип опроса членов правления в рабочем порядке без созыва его заседания.

Работа правления осуществляется в соответствии с утвержденным им регламентом.

12. Правление Фонда:

определяет направления деятельности Фонда на текущий период и на перспективу, в том числе по вопросам своевременного и полного финансирования расходов на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию в установленных законодательством случаях;

в пределах своей компетенции утверждает положения, инструкции и другие нормативные правовые акты;

рассматривает проекты бюджета Фонда на очередной финансовый год, отчета о его исполнении и вносит их в установленном законодательством порядке на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь;

утверждает Положение о капитализации временно свободных средств и направлениях использования полученных доходов;

согласовывает по представлению управляющего Фондом назначение на должности и освобождение от должностей руководителей территориальных органов;

заслушивает отчеты руководителей территориальных органов о проделанной работе;

утверждает формы документов, необходимых для назначения и выплаты профессиональных пенсий;

рассматривает другие вопросы деятельности Фонда.

13. Управляющий Фондом назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Управляющий Фондом имеет двух заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Министром труда и социальной защиты по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Управляющий Фондом:

руководит деятельностью Фонда, в пределах своей компетенции принимает решения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Фонд задач и функций;

распределяет обязанности между заместителями;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата в пределах установленной численности и расходов на его содержание;

определяет полномочия руководителей структурных подразделений центрального аппарата, утверждает положения о его структурных подразделениях;

утверждает структуру и численность территориальных органов;

вносит на рассмотрение правления предложения по вопросам деятельности Фонда;

в установленном порядке вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

утверждает бюджеты территориальных органов;

принимает необходимые меры по результатам ревизий финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов и проверок по использованию средств государственного социального страхования;

дает разъяснения по вопросам деятельности Фонда;

издает в пределах своей компетенции приказы, утверждает положения, инструкции и иные документы, обязательные для выполнения всеми работниками центрального аппарата и системы Фонда;

принимает на работу и увольняет с работы в порядке, установленном законодательством, работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов;

согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей заместителей руководителей, главных бухгалтеров и начальников контрольно-ревизионных подразделений территориальных органов;

без доверенности действует от имени Фонда в отношениях с государственными органами и другими организациями;

в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда;

представляет Фонд во взаимоотношениях с международными и зарубежными организациями в пределах своей компетенции;

отменяет не соответствующие законодательству решения руководителей территориальных органов;

осуществляет иные полномочия по вопросам деятельности Фонда, не отнесенным к компетенции правления.

14. Фонд и его территориальные органы имеют право:

осуществлять постановку на учет плательщиков взносов;

осуществлять контроль за поступлением взносов и целевым расходованием средств государственного социального страхования;

взыскивать недоимки, пени, излишне выплаченные суммы профессиональных пенсий в случаях и порядке, установленных законодательством;

выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов;

производить проверки банков по вопросам своевременного зачисления и (или) перечисления взносов на счета территориальных органов;

подавать в суд заявления об обращении взыскания на имущество должника для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщика денежных средств;

реализовывать иные права в соответствии с функциями Фонда.

15. Работники центрального аппарата Фонда и его территориальных органов, за исключением работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих его деятельность, являются государственными служащими и при осуществлении служебных полномочий имеют право:

в установленном законодательством порядке проводить проверки документов, связанных с правильностью начисления и уплаты взносов, обоснованностью расходования средств государственного социального страхования, выдачей документов, представляемых для назначения профессиональных пенсий, ведением индивидуального (персонифицированного) учета;

получать от плательщиков взносов необходимые разъяснения, справки, сведения, документы (копии) по вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

осуществлять доначисление взносов до суммы взносов, подлежащей уплате в соответствии с законодательными актами;

не принимать к зачету суммы расходов, произведенные плательщиком взносов в счет уплаты взносов с нарушением законодательства о государственном социальном страховании;

требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений, связанных с начислением, уплатой взносов и обоснованностью расходования средств государственного социального страхования, нарушений, выявленных по документам, представленным для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и назначения профессиональных пенсий, а также контролировать выполнение таких требований;

в установленном законодательством порядке контролировать своевременное и правильное представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования;

осуществлять иные полномочия в соответствии с функциями Фонда.

Данные работники обязаны обеспечивать конфиденциальность и сохранность информации индивидуального (персонифицированного) учета.

16. Решения Фонда, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством.

17. Место нахождения центрального аппарата Фонда: 220029, г. Минск, ул. Чичерина, 21.

 

Все права защищены, Фонд социальной защиты населения, 2006-2017

Поиск

На главную Карта сайта Написать письмо администратору
Создание сайта
Атлант Телеком